Информационная система в сфере закупок Свердловской области

Судебная практика по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ указала, что соглашения хозяйствующих субъектов признаются антиконкурентными и запрещаются в той мере, в какой их заключение позволяет участникам соглашения (одному из участников) занимать особое экономическое положение на рынке за счет ограничения свободы ведения экономической деятельности других участников рынка

 

 

 

Заказчик за 3 года заключил с тремя индивидуальными предпринимателями 626 договоров путем осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Цена каждого договора в отдельности не превысила 100 тыс. рублей. 

 

 

 

УФАС по результатам проведения внеплановой проверки вынесено решение, которым действия заказчика и ИП признаны нарушением ч. 4 ст. 11 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения при заключении договоров без проведения конкурентных процедур в рамках Закона № 223-ФЗ.

 

 

 

 

Верховный суд РФ поддержал позицию антимонопольного органа, указав в своем решении, что действия заказчика и ИП нарушают запрет на антиконкурентные соглашения, так как:

 

 

1) неоднократное заключение договоров, хоть формально и подпадающих под условия ст. 3.6 Закона № 223-ФЗ и Положения о закупке, в совокупности представляет собой единую сделку с каждым предпринимателем, искусственно раздробленную на части и оформленную самостоятельными договорами;

 

2) целью заключения множества договоров с одним исполнителем ценой до 100 тыс. рублей являлся обход проведения конкурентных процедур для ограничения доступа к возможному участию в закупках иных юридических и физических лиц (потенциальных исполнителей).

 

 

 

Источник: Определение ВС РФ от 14.03.2025 № 11-ПЭК25 на определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22.11.2024 № 301-ЭС24-10122  по делу № А38-717/2023.