Информационная система в сфере закупок Свердловской области

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», о необходимости установления надлежащих и объективных показателей и порядка оценки заявок в зависимости от объекта закупки.

Уважаемые заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»!

Департамент государственных закупок Свердловской области (далее – Департамент) в рамках методологического сопровождения деятельности заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ), сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Требования к участникам закупки заказчик определяет в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ).

Не допускается установление в закупочной документации необъективных и ненадлежащих показателей деловой репутации участника закупки с порядком оценки, не имеющим взаимосвязи с выполнением работ по предмету объекта закупки, и не позволяющим выявить квалификацию участников закупки (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2022 № 307-ЭС21-28130 по делу № А56-79757/2020).

Как следует из обстоятельств дела № А56-79757/2020, заказчиком в документации о закупке для оценки заявок использовался критерий оценки «Квалификация участников закупки», в том числе показатель «Деловая репутация участника закупки». При этом деловая репутация участника закупки оценивалась на основании сведений об обладании им лицензией (лицензиями) в области охраны (сохранения) объектов культурного наследия – оценивалось количество лет обладания такой лицензией (лицензиями).

Документацией было установлено, что обладание лицензией (лицензиями) должно быть непрерывным в течение всего периода. В случае если между сроками действия лицензий имелся перерыв, участник закупки должен был предоставить письменное обоснование такого перерыва.

Однако суды пришли к выводу о том, что количество баллов, присваиваемых в связи с оценкой по показателю «Деловая репутация участника закупки», производилось на основании формальных сроков существования участника закупки и обладания лицензией без какой-либо связи с его квалификацией, деятельностью на соответствующем рынке или иных показателей, имеющих значение для осуществления поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках закупки.

Судами указано, что деловая репутация компании не может определяться лишь на основании разрешительных документов на выполнение работ, в том числе лицензий; порядок оценки по данному показателю является формальным, не основывается на сведениях, свидетельствующих об уровне деловой репутации участника закупки; предоставление участником закупки письменного обоснования причин перерыва между сроками действия лицензий допускает субъективное толкование членами закупочной комиссии организатора торгов представленных документов и не позволяет оценить степень допустимости возможных причин перерыва.

Суды пришли к выводу, что указанный критерий оценки является необъективным, не имеющим взаимосвязи с выполнением работ по предмету объекта закупки, не позволяющим выявить квалификацию участников закупки.

Прошу учесть вышеуказанную информацию в работе.

Уважаемые заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»!

 

 

 

Департамент государственных закупок Свердловской области (далее – Департамент) в рамках методологического сопровождения деятельности заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ), сообщает следующее.

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

 

 

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

 

Требования к участникам закупки заказчик определяет в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ).

 

 

Не допускается установление в закупочной документации необъективных и ненадлежащих показателей деловой репутации участника закупки с порядком оценки, не имеющим взаимосвязи с выполнением работ по предмету объекта закупки, и не позволяющим выявить квалификацию участников закупки (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2022 № 307-ЭС21-28130 по делу № А56-79757/2020).

 

 

Как следует из обстоятельств дела № А56-79757/2020, заказчиком в документации о закупке для оценки заявок использовался критерий оценки «Квалификация участников закупки», в том числе показатель «Деловая репутация участника закупки». При этом деловая репутация участника закупки оценивалась на основании сведений об обладании им лицензией (лицензиями) в области охраны (сохранения) объектов культурного наследия – оценивалось количество лет обладания такой лицензией (лицензиями).

 

 

Документацией было установлено, что обладание лицензией (лицензиями) должно быть непрерывным в течение всего периода. В случае если между сроками действия лицензий имелся перерыв, участник закупки должен был предоставить письменное обоснование такого перерыва.

 

 

Однако суды пришли к выводу о том, что количество баллов, присваиваемых в связи с оценкой по показателю «Деловая репутация участника закупки», производилось на основании формальных сроков существования участника закупки и обладания лицензией без какой-либо связи с его квалификацией, деятельностью на соответствующем рынке или иных показателей, имеющих значение для осуществления поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках закупки.

 

 

Судами указано, что деловая репутация компании не может определяться лишь на основании разрешительных документов на выполнение работ, в том числе лицензий; порядок оценки по данному показателю является формальным, не основывается на сведениях, свидетельствующих об уровне деловой репутации участника закупки; предоставление участником закупки письменного обоснования причин перерыва между сроками действия лицензий допускает субъективное толкование членами закупочной комиссии организатора торгов представленных документов и не позволяет оценить степень допустимости возможных причин перерыва.

 

 

Суды пришли к выводу, что указанный критерий оценки является необъективным, не имеющим взаимосвязи с выполнением работ по предмету объекта закупки, не позволяющим выявить квалификацию участников закупки.

 

 

Прошу учесть вышеуказанную информацию в работе.